131. Сборочные операции и технология их выполнения.

Сборка в самолетостроении состоит из разнообразных, физически разнородных процессов, что приводит к использованию большого числа различных технологических операций и средств их оснащения.

Сборка – совокупность операций, заключающихся в установке, фиксации деталей и сборочных единиц во взаимном положении согласно чертежу. Сборка наиболее ответственная и важнейшая часть ТП авиастроительного предприятия.

Основные сборочные операции:

1) Установка элементов конструкции в положения, заданные чертежом.

Способы базирования:

а) Технологические базы находятся на устанавливаемых элементах конструкции: сборка по базовой детали, базирование по разметке, сборка по сборочным отверстиям

б) Технологические базы не связанны с устанавливаемыми элементами: по координатно-фиксирующим отверстиям, базирование в сборочном приспособлении, базирование по световому лучу.

2) Соединение деталей сборочных единиц для создания узлов, секций и агрегатов.

Различные виды соединений требуют различного состава операций ТП сборки. По их структурному составу принято выделять 3 группы:

1. Соединение требует подготовки отверстий (под заклепки, болты и т.д.). Процесс соединения требует пластического деформирования за счет механического воздействия инструмента и оборудования.

2. Выполнение сварных соединений. Требуются операции: механическая обработка свариваемых кромок, очистка поверхности в зоне шва, образование шва, термообработка для устранения внутренних напряжений.

3. Выполнение клеевых и паянных соединений: формообразование и доводочные работы с целью прилегания поверхности, очистка поверхности, специальная обработка в том числе механическая, нанесение связующего, нагрев шва или сборочной единицы в целом.

3) Формоизменяющие операции, связанные с обеспечением точности и взаимозаменяемости.

4) Введение технологических компенсаторов и обработка, подготовка поверхностей, герметизация.

5) Контрольные операции. Для качественного выполнения перечисленных операций необходимы контрольные операции желательно на каждом этапе.

В результате выполнения технологических процессов сборки получаем:

- узлы, узловая сборка, включающая в себя сборку отдельных панелей, нервюр, шпангоутов (12-25%).

- секции, агрегатная сборка, представляющая собой сборку отдельных отсеков и агрегатов (18-20%).

- общая сборка планера самолета из отдельных узлов и агрегатов с последующим выполнением монтажных работ (12-15% от общей трудоемкости изготовления самолета).

Технология сборки занимает 50-60% от технологии производства самолета в целом.

Состав всех технологических операций определяется составом контуров изделия, подлежащих реализации. Последовательность выполнения всех операций сборки зависит главным образом от последовательности установки элементов изделия. Поэтому для получения оптимального технологического процесса сборки необходимо прежде всего анализировать различные варианты установки элементов изделия.

Сделать бесплатный сайт с uCoz