99. Понятие и средства информационной поддержки жизненного цикла изделия.

Многолетний зарубежный опыт создания и использования современных систем управления качеством продукции (УКП) показал, что главным условием эффективности их функционирования является наличие интегрированной системы сбора и анализа информации о качестве продукции на всех этапах ее жизненного цикла. Ведь очевидно, что если нет возможности получить информацию, по результатам анализа которой можно принять решение об оказании соответствующих управляющих воздействий на процессы производства, то сократить затраты на устранение дефектов производства и повысить на этой основе его эффективность не удастся. Для интеграции информационных процессов, используемых на различных этапах жизненного цикла продукции, была разработана так называемая CALS-идеология, реализованная позже в виде CALS-технологий. CALS (Continuous Acqusition and Life cycle Support) — совокупность базовых принципов, управленческих и информационных технологий, обеспечивающая поддержку жизненного цикла изделий (преимущественно машиностроительных) на всех его стадиях. CALS базируется на использовании интегрированной информационной среды (единого информационного пространства), в которой посредством электронного обмена данными реализуется взаимодействие всех участников жизненного цикла: заказчиков продукции (включая государственные учреждения и ведомства), разработчиков, производителей (поставщиков) продукции, эксплуатантов. Правила указанного взаимодействия регламентированы международными стандартами. Применение CALS-технологий позволяет обеспечивать повышение эффективности производства за счет: - моделирования материальных, информационных и финансовых потоков, характеризующих процессы производства продукции, с целью выбора оптимального комплекса технологических процессов, обеспечивающих достижение заданных технико-экономических параметров продукции, выпуск которой планируется; - интегрированной информационной системы сопровождения продукции на всех этапах ее жизненного цикла, обеспечивающей сведение к минимуму производственных издержек; - системы информационного взаимодействия с субподрядчиками, обеспечивающей высокую эффективность процессов материально-технического снабжения; - интегрированной информационной системы управления качеством продукции на всех этапах ее жизненного цикла; - интегрированной информационной системы взаимодействия с потребителями продукции, обеспечивающей сведение к минимуму затрат на ее техническое обслуживание и ремонт. Русскоязычный аналог CALS - ИПИ (Информационная Поддержка жизненного цикла Изделий). ИПИ-технологии - управленческие технологии и технологии управления данными, к числу которых относятся: 1. управленческие технологии: - технологии управления проектами и потоками работ; - технологии планирования и управления ресурсами предприятия (производства); - технологии менеджмента качества (управления качеством); - технологии управления конфигурацией; - технологии интегрированной логистической поддержки (ИЛП). 2. технологии управления данными: - технологии управления данными об изделии; - технологии управления данными о процессах; - технологии управления данными о ресурсах и т.д.

Многообразие программно-технических средств, поддерживающих различные этапы ЖЦ и относящихся к блоку «Инструментарий» концептуальной модели, на первый взгляд представляется неограниченным. В самом деле, к таким средствам можно отнести все без исключения технические средства (компьютеры различных классов, локальные, корпоративные, региональные, отраслевые и даже глобальные вычислительные сети, любые технические средства передачи данных и т.д.). Несмотря на внешнюю парадоксальность такого подхода, применительно к техническим средствам он имеет право на существование, поскольку ИПИ-технологии по отношению к этим средствам обладают значительной степенью инвариантности. Проблема выбора технических средств решается применительно к конкретному проекту исходя из общесистемных требований и требований, диктуемых составом прикладных задач. Методы проектирования подобных вычислительных систем широко известны и здесь не рассматриваются. Иная ситуация складывается в отношении программных продуктов, поддерживающих различные аспекты применения ИПИ-технологий. Здесь исходя их общих представлений об этих технологиях, из структуры ИИС и из характера задач, решаемых на различных стадиях ЖЦ продукции, можно предложить классификацию программных продуктов, приведенную ниже. Все программные продукты, используемые в ИПИ-технологиях, можно разделить на две большие группы: - программные продукты, используемые для создания и преобразования информации об изделиях, производственной среде и производственных процессах, применение которых не зависит от реализации ИПИ-технологий; - программные продукты, применение которых непосредственно связано с ИПИ-технологиями и требованиями соответствующих стандартов. К первой группе относятся программные продукты, традиционно применяемые на предприятиях и предназначенные для автоматизации различных информационных и производственных процессов и процедур. К этой группе принадлежат следующие программные средства и системы: подготовки текстовой и табличной документации различного назначения (текстовые редакторы, электронные таблицы и т.д. –офисные системы); автоматизации инженерных расчетов и эскизного проектирования (САЕ-системы); автоматизации конструирования и изготовления рабочей конструкторской документации (CAD-системы); автоматизации технологической подготовки производства (САМ-системы); автоматизации планирования производства и управления процессами изготовления изделий, запасами, производственными ресурсами, транспортом и т.д. (системы MRP/ERP); идентификации и аутентификации информации (средства ЭЦП). К второй группе принадлежат следующие программные средства и системы: управления данными об изделии и его конфигурациями (PDM – системы), управления проектами (Project Management), управления потоками заданий при создании и изменении технической документации (системы WF – Work Flow); обеспечения ИЛП изделий на постпроизводственных стадиях ЖЦ (заказ и поставка запчастей и расходных материалов, управление процессами ТОиР, включая интерактивные электронные технические руководства к этим процессам и т.п.); функционального моделирования, анализа и реинжиниринга бизнес-процессов.

Сделать бесплатный сайт с uCoz