103. Основные компоненты и схема ИЛП. Современные наукоемкие изделия (например, системы вооружений и военной техники - ВиВТ) имеют длительный жизненный цикл (ЖЦ). Для таких изделий величина затрат на поддержку ЖЦ - один из важных потребительских параметров. Эти затраты складываются из затрат на разработку, производство, ввод изделия в действие, эксплуатацию, поддержание его в работоспособном состоянии и утилизацию по истечении срока службы. Для систем, имеющих срок использования 10-20 и более лет, затраты на постпроизводственных стадиях ЖЦ, связанные с поддержанием изделия в работоспособном состоянии (состоянии готовности к использованию, боевой готовности), могут быть равны или даже превышать затраты на приобретение. При этом первые со временем возрастают, а вторые убывают. Комплекс процессов и процедур, направленных на сокращение затрат на постпроизводственных стадиях ЖЦ, именуемых иногда «затратами на владение», объединяется понятием ИЛП – интегрированной логистической поддержки (IntegratedLogistic Support). Это понятие относится к числу базовых инвариантных понятий концепции и стратегии CALS (Continuous Acquisition and Life Cycle Support) или ИПИ (Информационная Поддержка жизненного цикла Изделий). До недавнего времени в России проблеме ИЛП не уделялось должного внимания, что привело к существенному отставанию отечественной промышленности в этом направлении. Главное отличие процессов и процедур послепродажного сопровождения ВиВТ, принятых в России и описываемых в отечественных нормативных документах, от аналогичных процессов и процедур, регламентированных зарубежными стандартами, состоит в том, что отечественные документы не предусматривают систематического применения информационных технологий для поддержки этих процессов в рамках интегрированной информационной среды (ИИС). Проблема ИЛП приобрела особую актуальность в связи с выходом отечественных предприятий производителей ВиВТ на международные рынки. Иностранные заказчики предъявляют к средствам и системам послепродажного сопровождения российских изделий те же требования, что и к аналогичным изделиям зарубежных фирм. Согласно стандарту DEF STAN 00-60 ИЛП сложного наукоемкого изделия состоит в реализации четырех основных процессов: - анализ логистической поддержки (АЛП) изделия, проводимый на всех стадиях ЖЦ; - планирование и управление процессами ТОиР (Техн-е Обслуж-е и Ремонт), проводимое на стадии проектирования и уточняемое в процессе производства и эксплуатации изделия; - планирование и управление процессами материально-технического обеспечения (МТО) эксплуатации и ТОиР, проводимое на стадии проектирования и уточняемое в процессе производства и эксплуатации изделия; - обеспечение персонала электронной эксплуатационной документацией (ЭЭД) и электронной ремонтной документацией (ЭРД) на изделие, проводимое на стадии проектирования и реализуемое в процессе производства конкретных экземпляров (партий) изделия. В отечественной практике под другими названиями применяются процессы и процедуры, в известной степени аналогичные перечисленным выше. Так, например, в практике военно-морского флота (ВМФ) и строительства военных кораблей принято разрабатывать и реализовывать программы обеспечения надежности (ПОН) корабельной техники. Такие программы составляются как для корабля в целом, так и для его основных систем, агрегатов и узлов. По содержанию и составу решаемых задач ПОН близки к АЛП. В ГОСТ 28056 - 89 регламентированы требования к содержанию и оформлению программы ТОиР самолетов - документа, содержащего сведения и описания, относящиеся к планированию и организации процессов ТОиР и МТО. Для ликвидации или хотя бы частичного преодоления отличий отечественных нормативных документов, от аналогичных процессов, регламентированных зарубежными стандартами, в рамках экспортных контрактов на поставку ВиВТ должны разрабатываться и поставляться заказчикам автоматизированные системы ИЛП (АС ИЛП), реализующие современные информационные технологии - CALS-технологии - и базирующиеся на следующих фундаментальных принципах: 1) системная информационная поддержка ЖЦ изделия, направленная на сокращение стоимости ЖЦ; 2) информационная интеграция (создание и применение ИИС) за счет стандартизации информационного описания субъектов и объектов ЖЦ изделия; 3) разделение программ и данных на основе стандартизации структур данных и интерфейсов доступа к ним; 4) ориентация на готовые коммерческие программно-технические решения; 5) безбумажное представление информации, использование электронно-цифровой подписи. Комплекс интегрированной логистической поддержки предназначен для решения задач анализа логистической поддержки, подготовки электронной эксплуатационной документации, создания электронного дела объекта и автоматизации процессов технического обслуживания и материально-технического обеспечения в эксплуатирующих организациях. В ходе реализации перечисленных выше основных процессов ИЛП между их участниками происходит интенсивный обмен данными через интегрированную информационную среду (ИИС), как показано на рисунке. Основу ИИС составляет развитая система класса PDM, аккумулирующая все необходимые данные вокруг электронной структуры изделия.
Рис. 1. Схема информационного взаимодействия участников ИЛП. |